Стратегия и концептуальные основания программы развития
Согласовано.
Начальник управления образования администрации
Озерского муниципального района
А. А. Кошелев________
Дата: 3.11.2008 |
Согласовано.
Председатель управляющего Совета МОУ СОШ № 2
И. В. Сомова _______
Протокол № 2 от 30.09.08 |
Утверждаю
Директор МОУ СОШ № 2
А. П. Каткова ____________
Приказ № 67 от 30.10.2008 |
Достижения современного качества образования
Введение
Вопрос о качестве образования, которое даёт школа, был актуальным во все времена. Последние годы эта проблема обострилась под влиянием следующих причин:
-
различие между системами ценностей субъектов, оказывающих влияние на образовательный процесс;
-
последовательного и необратимого перехода от единообразия учебных программ, учебников и учебных заведений к их разнообразию;
-
усиление регионализации образовательных систем;
-
ориентирование на гуманизацию обучения на формирование личности учащихся, признание её ценности и необходимости для современного общества.Образование в нашей стране сейчас подвергается серьёзной критике. Его ругают и те, кто сверху и родители, и сами ученики. Но наша Российская школа, всё – таки остаётся самой лучшей школой, потому что за столь короткий срок ни одной школе в мире не пришлось выдержать столько реформ, изменений, инноваций. 21 век так же не исключение, он сопровождается серьёзными преобразованиями в этой области. Проблема профильного обучения является одной из важнейших задач модернизации образования. Основная идея обновления образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, ориентированным на создание условий выбора для удовлетворения образовательных потребностей старшеклассников.
Реализация этих идей направлена на изменение целей, содержания, технологии, подходов к оценке образовательных результатов учащихся. Новые требования к учителю в условиях перехода к профильному обучению связаны с необходимостью обеспечения вариативности, личностной и практической ориентации образовательного процесса, завершение профильного и профессионального самоопределения старшеклассников.
Инновационная деятельность и экспериментальная работа
-
профильное обучение;
-
проектные методы обучения;
-
лекционно – семинарская, зачётная система;
-
информационные технологии;
-
здоровье – сберегающие технологии;
-
система развивающего и проблемно – диалогического обучения.
Этапы освоения и внедрения новой концепции развития школы
(2006-2010 годы)
1 этап: (2006-2007г.) Составление Программы развития школы, образовательных и воспитательных проектов, знакомство и использование передового педагогического опыта.
Обучение кадров. Создание материально-технической базы. Внедрение программы «Школа 2100» на первой ступени обучения.
2 этап: (2008 -2009г.)
Практическое применение, корректировка проектов и программ по переходу на профильное обучение и сдача ЕГЭ, введение новых предметов и новых образовательных технологий.. Совершенствование материально – технической базы .Введение элективных курсов и предпрофильной подготовки в 8-9 –х классах
3 этап:(2009-2011г.)
Введение предпрофильной подготовки на 3 ступени развития. Самоконтроль и экспертная оценка результатов обучения и воспитания, обобщение опыта и создание банка данных и публикаций. Реализация программы «Школа 2100» на второй ступени обучения.
На каждой ступени в необходимом объёме сохранено содержание предметных областей, являющихся обязательными.
Ожидаемый результат.
Дошкольная подготовка:
-
создание равных возможностей для последующего обучения в начальной школе, подготовка дошкольников по программе «Школа 2100»;
-
адаптация детей в школе;
-
улучшение здоровья обучающихся за счет снижения перегрузки, повышения уровня мотивации и повышения творческой активности.
1ступень
-
Создание прочной базы знаний, умений и навыков, необходимых для перехода в основную школу.
-
Содержание обучения должно содействовать развитию любознательности, заинтересованности, интеллектуальной удовлетворённости, получаемой от процесса обучения.
-
Создание учителем атмосферы эмоциональной включённости учащихся, закладка основ системных знаний и отработка техники при решении различных учебных задач.
-
Постепенное наращивание конгентивных задач с обязательным выходом на государственные стандарты.
-
Развивая личность, оберегая индивидуальность обучающихся, учить их осознавать членами единого коллектива.
-
Осуществление дифференцированной помощи обучающимся через классы компенсирующего обучения.
2ступень
-
Установление единой системы знаний, получаемых по разным дисциплинам.
-
Развитие навыков систематизации, обобщения и конкретизации.(Умение мыслить).
-
Расширение содержания образования через введение новых предметов, активизация познавательной деятельности через факультативы, кружки, элективные курсы.
-
Введение предпрофильной подготовки в 9 – х классах, утверждение элективных курсов, связанных с агротехнологическим профилем обучения.
-
Взаимодействие и сотрудничество с семьёй и всеми социально – просветительными и оздоровительными учреждениями.
3 ступень
-
Углубление знаний в различных предметных сферах НОУ.
-
Групповая, индивидуальная, исследовательская деятельность.
-
Реализация урочной учебной деятельности через технологии повышенного уровня: лекции, семинары, зачёты, защита проектов, диспуты и т.д.
-
Реализация системы образовательных услуг с учётом профессионального самоопределения личности каждого школьника.
-
Введение профильного обучения в 10 – 11 классах по агротехнологическому направлению.
-
Взаимодействие и сотрудничество с сельскохозяйственными учебными заведениями: Тимирязевской Академией, агроинженерным институтом им. Горячкина, Коломенским сельскохозяйственным колледжем.
-
Система взаимодействия и сотрудничества с ОАО «Малино» и ЗАО «Озёры».
Основные направления реализации Программы развития школы
Перспективы развития школы
Задачи
• Создание инновационного образовательного учреждения адаптивного типа, реализующего принципы личностно – ориентированной педагогики. Срок: до 2010г.
• Исходя из вариативности образовательного процесса, завершить разработки пакета образовательных программ, учитывая склонности, способности, подготовленность и интересы детей. Срок: до 2008г.
• Сформировать личностно – ориентированное педагогическое пространство, для чего отработать:
а) диагностику состояния эмоциональной сферы учеников как на уроке, так и во внеурочное время;
б) методику проведения урочных и внеурочных конкурсов;
в) диагностику интеллектуальной сферы учащихся;
г) мониторинговую систему по выявлению профилей среди учащихся.
Срок: до 2007г.
• Сформировать мотивацию деятельности педагогического коллектива по созданию ориентированной модели школы: «Профильная и предпрофильная подготовка»:
а) осуществить разработку способов стимулирования деятельности педагогов по организации инновационного процесса в школе;
б) создание условий для профессионального совершенствования педагогов;
в) осуществить ресурсное обеспечение (инновационное, научно – методическое, материальное) образовательной деятельности;
Срок: до 2008г.
• Научно – методическое – обеспечение школы с профильным и предпрофильным направлением осуществить через:
а) разработку модели выпускника, личностноориентированного в жизни;
б) смоделировать и ввести в практику портфолио, начиная с начальной ступени;
в) отработка и внедрение в практику работы учителей современных педагогических технологий;
г) отработка системы мониторинга результативности учебно – воспитательного процесса через формирование образовательной траектории каждого учащегося 8-11 классов;
Срок: до 2008 г.
д) отработка мониторинга деятельности образовательного учреждения.
Срок: до 2009г.
• Апробация программы:
а) введение развивающих курсов;
б) интеграция предметов естественного цикла (химия, биология география, экология);
в)интеграция предметов физико – математического цикла (физика, математика, механизация)
г) введение элективных курсов агро – технологического, физико – математического, Срок: до 2007г
д) создание методического консилиума;
Срок до 2008г.
е) ввести в практику проведение детских научно – практических конференций с целью развития учащихся исследовательской деятельности;
ё) вести работу с потенциально одарёнными детьми.
Срок: до 2008г.
• Методическую учёбу учителей осуществлять по следующим темам:
а) личностно – ориентированный подход;
б) методы развивающего обучения. («Программа 2100»)
в) современно – педагогические технологии;
г) здоровье – сберегающие технологии;
д) использование ТРИЗ, модульного, блочного обучения в образовательном процессе;
е) формирование ученического самоуправления.
Срок: весь контрольный период.
• Преобразовать каждый предметный кабинет в научно –исследовательскую лабораторию, положив в основу развитие индивидуально – дифференцированного подхода к учебно – воспитательному процессу согласно следующему графику:
1) кабинет химии 2006 -7г.
2) кабинет физики 2006-7 г.
3) кабинет иностранного языка 2007-8 г.
4) кабинет информатики 2006-2007 г.
5) кабинет биологии 2006-7г.
6) кабинет математикики2007-8 г.
7) кабинет русского языка и литературы 2007-8 г.
8) кабинет трудового обучения 2008-9 г.
9) кабинет психологической разгрузки 2008-9 г.
Дальнейшее преобразование кабинетов осуществлять по мере их готовности и создания необходимой материальной базы.
• Воспитательную работу подчинить следующим принципам:
а) воспитывать не мероприятиями, а самой жизнью;
б) приобретение новых знаний должно быть потребностью, а не обязательным элементом существования;
• Основными задачами воспитания в процессе развивающего обучения должны стать:
а) воспитание духовного начала;
б) воспитывающий характер преподавания, опирающийся на личностно – ориентированный подход к учащимся;
в) гармоничное развитие разума и чувств, творческих способностей через сопереживание, сотворчество, что предполагает высокий интеллектуальный и духовный уровень учителей;
г) воспитывать уважение к труду через осознания социальной значимости каждого ученика;
д) воспитание любви к своей Родине, к её людям, к традициям через участие в жизни класса, школы, города, страны, а также через эстетическое и художественное воспитание, опирающееся на базовые дисциплины (историю, литературу, изобразительное искусство и музыку) и факультативные занятия (экология, эстетика костюма, краеведение, православная культура).
Приоритетные проблемы школы
1. Сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса.Впервые в стране перестройка образования производится в интересах охраны здоровья обучающихся. Одной из главных причин такого внимания к здоровью учащихся – существенное ухудшение состояния здоровья современных детей и подростков, которое вызывает острую тревогу. Уже на стадии дошкольного детства до 50% детей имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, а 20% и более – хронические заболевания, что снижает потенциал ребёнка на последующих этапах онтогенеза.
Физическое развитие и состояние здоровья современных дошкольников характеризуют:
-
Высокая распространённость морфофункциональных отклонений
(69,5 – 75, 5%), среди которых ведущими являются нарушения опорно – двигательного аппарата , сердечно – с
-
осудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления;кариес зубов у 60% детей;
-
уменьшение числа детей, чьё физическое развитие соответствует паспортному возрасту, и увеличение числа детей, имеющих замедленный темп созревания.
-
низкие и сниженные у 20-50% дошкольников исходные показатели развития основных двигательных качеств.
2. Сегодня, опираясь на результаты физиолого – гигиенических исследований, мы в значительной степени можем прогнозировать состояние здоровья выпускников наших школ в зависимости от того, в каких условиях организован учебный процесс и насколько, с позиции гигиены, он грамотно ведётся. Большую часть дня (до 70% времени) учащиеся проводят в стенах школы, поэтому важно, чтобы всё то, что формирует школьную среду, находилось в гармонии с детским организмом. Современных детей и подростков отличает от сверстников прошлых лет не только большая «нагруженность» диагнозами, но и более низкие функциональные возможности. Так, например, число детей, имеющих необходимый уровень развития школьно – необходимых функций при поступлении в школу, сократилось в 2 раза по сравнению с 70- ми годами.
3. Учителю начальной школы необходимо использовать при обучении доступные средства для коррекции отставания в развитии и нарушении здоровья его подопечных. Арсенал этих несложных средств велик. Это анализ материально – технической базы, питания, физического воспитания и медицинского обслуживания.
4. В целях оптимизации медицинского обслуживания школьников, профилактическая работа медсестры должна быть направлена на организацию и проведение коррекции нарушений у детей осанки, зрения, профилактику простудных заболеваний, организацию щадящего питания для детей с заболеваниями пищеварения и аллергическими заболеваниями.
В структуре многофункциональных отклонений и хронических болезней школьников ведущие ранговые места занимают так называемые «школьные болезни», на формирование которых оказывают психо – эмоциональные и интеллектуальные нагрузки, приводящие к развитию «школьного стресса», а также высокий уровень статических нагрузок. Низкий уровень двигательной системы и негативные факторы школьной среды.
Вместе с тем создание оптимальных условий среды и рациональная организация учебного процесса могут не только предупредить возникновение и развитие школьно обусловленных заболеваний, но и сохранить и укрепить здоровье учащихся.
5. Концепцию формирования здоровья детей в школе необходимо решать поэтапно.
-
На первом этапе следует создать адекватные функциональным возможностям детского организма условия обучения и воспитания, не оказывающие опасного влияния на здоровье и обеспечивающее развитие его резервов.
-
На втором этапе предполагается создание комплекса медицинских и оздоровительных услуг. Для реализации второго этапа потребуется больше материальных ресурсов и, в известной степени это дело будущего.
Наиболее реальным является разработка здоровьесберегающей среды с использованием таких технологий, которые не требуют больших материальных и временных затрат:
-
внедрение инновационных проектов уроков профилактической и оздоровительной направленности;
-
создание предметно – пространственной среды с использованием нетрадиционных подходов к организации ученического рабочего места;
-
оптимизация визуальной среды – дизайн интерьеров классных комнат;
-
оптимизация воздушной среды учебных помещений на основе фитомодулей.
Инновационные проекты организации урока
• Неспецифическим фактором эффективного повышения резервов здоровья детского организма, является двигательная активность, адекватная уровню его функциональных возможностей. Перспективы поиска связаны с внутренними резервами самой школы (проведение оздоровительных кружковых занятий в бассейне) и разработкой новых нетрадиционных подходов к организации учебного процесса, с учетом динамической составляющей урока.
• Обучение в школе сопряжено с необходимостью длительного сохранения положения сидя, которое формирует статическое напряжение мышц спины («статический стресс») и снижает двигательную активность.
• Кроме того, дети всё больше предпочитают пассивные формы отдыха: длинные просмотры телепередач, занятия с компьютером. Слабость мышц спины, возникающая вследствие длительных статических нагрузок в положении сидя, способствуют формированию дефектов осанки и деформации позвоночника. Итогом этого могут быть нарушения роста и физического развития детей, их частые травмы. Поэтому традиционная структура урока является сдерживающим фактором в решении проблемы повышения двигательной активности учащихся.
• Для повышения динамической составляющей урока необходимо разработать методологию урока, обеспечивающую в полной мере реализацию образовательного стандарта в условиях интегрированной в учебный процесс динамической нагрузки. Инициатива по формированию нового стереотипа преподавания должна исходить непосредственно от педагогов.
• В проектах урока необходимо использовать инновационные комбинации дополнительных технических средств, вариационных методик для релаксационных пауз (групповой метод обучения, нестандартное размещение ученических мест в классе). Чередование горизонтальных и вертикальных рабочих плоскостей, офтальмотренажёры, нетрадиционная система проверки знаний, музыкальное сопровождение и др.
• Двигательная компонента для разных типов урока формируется педагогом на основе использования групповых методов работы с игровыми соревновательными элементами, позволяющими равномерно чередовать положение, стоя и сидя в процессе урока, что является важным условием профилактике статического напряжения и учебного утомления. Можно активнее применять карточки и оценочные жетоны.
• Интегральной оценкой динамической составляющей урока является количество локомоций за урок. По данным шагометрии количество движений учащихся в 1,5 – 3 аза превышала аналогичный показатель на традиционном уроке, что свидетельствует об эффективности инновационных разработок по преодолению гиподинамии.
• Психологическое тестирование эмоционального состояния учащихся на «динамическом» и традиционном уроках по данным цветового теста, что предпочтение они отдают « динамическому» уроку ( в сравнении:2,05 и 1,57)
Предметно – пространственная среда в школе.
Она формируется за счёт школьной мебели, которая оказывает влияние не только на работоспособность учащихся, но и функциональное состояние сердечно – сосудистой и дыхательной систем, состояние осанки и позвоночника.
Длительное пребывание учащихся положении сидя, как правило, осуществляется в условиях нерациональной организации рабочего места.
Проведённые собственные исследования за 3 года более 240 ученических мест в начальной школе на их соответствие гигиеническим требованиям позволили установить, что используемая школьная мебель не соответствует ростовозрастным характеристикам младших школьников в 78%. Причём в 1-м классе это несоответствие составило61,6%, во 2-м – 91%, в 3-м – 83% и в 4-м – 76%. На основании анализа данных паспортизации ученических мест определено их примерное распределение по классам начальной школы.
Распределение ученических мест в начальной школе (%)
Класс |
Номер мебели
|
1 |
2 |
3 |
4 |
1 класс |
75(80) |
25(20) |
|
2 класс |
45(70) |
55(30) |
|
3 класс |
15(40) |
75(60) |
10(0) |
4 класс |
|
65(80) |
35(20) |
В скобках приведены значения, которые следует учитывать в соответствии с методическими рекомендациями «Об использовании школьной мебели» (1985). Сравнение этих данных позволяет осуществить существенное различие.
Оптимизация ученического места достигается также за счёт реализации принципа вариативного подхода к использованию школьной мебели, осуществляемого двумя способами:
1) изменение расстановки школьной мебели одного вида в зависимости от целей и задач урока
2) совмещение разных видов школьной мебели в одной классной комнате (конторка, накладное или подвижное сиденье).
Визуальная и воздушная среда в школе.
Это целый комплекс факторов, влияющих на процесс восприятия и психоэмоциональное состояние, включающих не только освещённость, но и более сложное пространственно оформленные композиции (интерьер классной комнаты). Доказано, что постоянная визуальная среда оказывает сильное воздействие на состояние человека. В настоящее время сформировалось целое научное направление – видеоэкологии, которая изучает закономерности восприятия окружающей среды. Например, пейзажи, как особые природные естественные формы визуальной среды, благотворно влияют на психо – эмоциональное состояние организма. А преобладание прямых линий и углов создают визуально – агрессивную среду. Визуально – агрессивная среда оказывает негативное влияние на орган зрения, способствуя развитию зрительного утомления. Но в большей степени страдает психика человека.
Поэтому при оформлении интерьеров классных комнат мы планируем соблюдать определённые требования видеоэкологии, среди которых дина-
мичность интерьера, достаточно цветовое представительство, функциональность дизайна.
• Многообразие дизайнерских решений оформления классных комнат может быть обеспечено также и использованием комнатных растений. Наиболее рациональный вариант такого использования – подбор специальных композиций растений – фитомодулей, которые оказывают бактериостатический эффект, а также, а также обладают целым рядом дополнительных свойств, оптимизирующих ионный и химический состав воздушной среды. Сравнительные данные химического состава среды до и после уроков демонстрируют повышение концентрации оксида углерода и других веществ за время урока. Всё это снижает работоспособность детского организма, его функциональные возможности и способствует более быстрому развитию утомления. Растения повышают содержание кислорода в воздушной среде классной комнаты, способствуют увеличению уровня отрицательных ионов, повышающих защитные силы организма. Запах терпенов (летучих веществ) положительно влияет на функциональное состояние центральной нервной системы и органы дыхания. Фитонциды обладают широким спектром антимикробной активности.
Растения оказывают положительное влияние на психоэмоциональное состояние учащихся, способствуя профилактике стрессового состояния. Комплексное воздействие на организм учащихся фитонцидных и декоративных растений, а также фитодизайн улучшают память и внимание, повышают работоспособность. Важная роль принадлежит растениям в воспитании у детей внимательного и бережного отношения к природе, в формировании экологического сознания.
В настоящее время во Всероссийском институте лекарственных и ароматических растений для оборудования классных помещений общеобразовательных школ разработаны и научно обоснованы специально подобранные композиции растений – фитомодули, обладающие комплексным воздействием на детский организм. В качестве примера представим следующие 4 фитомодуля:
Композиция1: Хлорофитум – 1 шт. Базилик Кипр – 2 шт. Мята – 2 шт. Мелисса – 1 шт. Герань душистая – 1 шт.
|
Композиция 3: Спатифиллум – 1 шт. Базилик Кипр – 2 шт. Мята Кипр – 2 шт.
|
Композиция 2: Пилея – 1 шт. Пеларгония – 1 шт. Каланхое -1 шт. Гипоэстер -3 шт. Базилик Кипр – 2 шт. |
Композиция 4: Спатифиллум – 1 шт. Ректантера – 1 шт. Пеларгония – 1 шт. Мелисса – 1 шт. Мята Кипр – 2 шт. |
Приведённые выше подходы интеграции профилактических и оздоровительных технологий в образовательный процесс направлены на повышение двигательной активности учащихся. Это является ведущим фактором сохранения и укрепления здоровья, и на оптимизацию состава визуальной и воздушной среды – необходимого условия сохранения работоспособности учащихся, профилактике учебного утомления и психоэмоционалного напряжения. Следует отметить, что особенностью внедрения новых подходов является обеспечение оздоровительного эффекта без нарушения образовательного процесса.
Связь с ВУЗами
В целях повышения уровня образовательных знаний школьников, расширения кругозора, развития побудительных мотивов к получению сельскохозяйственного и экологического образования и получения знаний по агротехнологическому профилю провести следующие мероприятия.
№ |
Месяц |
Мероприятия |
1 |
октябрь |
Организация семинаров и консультаций педагогам по актуальным проблемам развития научно – технического прогресса в агропромышленном комплексе. |
2 |
ноябрь |
День открытых дверей КГПИ на базе школы. |
3 |
декабрь |
Экскурсия по аудиториям, практическим лабораториям и КГПИ учащимися нашей школы в рамках реализации направления: школа - аграрный вуз и профильного образования на 3 ступени развития. |
4 |
январь |
|
5 |
февраль |
День открытых дверей для учителей в рамках дессиминации опыта учителя начальных классов, работающей по внедрению образовательной системы «Школа 2100». |
6 |
март |
Проведение проблемных лекций для учащихся преподавателями Коломенского аграрного колледжа |
7 |
апрель |
Проведение проблемных лекций для учащихся преподавателями Коломенского аграрного колледжа |
8 |
май |
Проведение мониторинга и организация подготовки учащихся для поступления в высшие и средние учебные заведения с/ х направления. |
Из опыта работы
Анализ работы по агротехнологическому профилю МОУ СОШ № 2 г. Озёры Московской области за 2006 -2007 учебной год
Прошедший 2006-2007 учебный год ознаменовался масштабной инициативой президента России в сфере образования. В рамках Приоритетного национального проекта «Образование» тысячи школ внедряют инновационные образовательные программы. Наша средняя общеобразовательная школа № 2 – не исключение. Несмотря на сложные условия, она стремилась дать своим выпускникам шанс на поступление в вузы, на выбор достойного места на рынке труда. Главная особенность нашей школы заключается в том, что здесь наряду с государственным стандартом общего среднего образования учащиеся в прошлом учебном году получали в соответствии со своими желаниями и способностями и желаниями дополнительное образование по одному из трёх профессиональных профилей: сельскохозяйственная техника, основы полеводства и швейное дело.
Совместно с Академией им. Тимирязева, Российской Академией наук, Коломенским аграрным колледжем в школе были проведены научно – практические семинары, лекции, разработаны и утверждены программы по «Основам сельскохозяйственной техники», «Технологии полеводства и овощеводства», «Основам швейного дела», которые успешно внедряются опытными высококвалифицированными учителями. По окончании школы учащиеся получают права машинистов – трактористов, свидетельства овощеводов – полеводов.
Так, в прошлом 2006 – 2007 учебном году из 32 учащихся 11-х классов 29 учащихся проходили обучение на базе школы. Из них 8 человек изучали основы швейного дела, 9 человек – основы полеводства и овощеводства, 12 человек – основы механизации. В текущем 2007- 2008 учебном году из 71 учащегося 10 - 11 классов 48 человек в учебных мастерских на базе школы (по швейному делу – 15 человек, по полеводству - 16 человек, по механизации – 17 человек ).
Учащиеся нашей школы являются активными участниками с/х выставки в г. Москве, экологических слётов, районных конференциях «Одарённые дети», в конкурсах экологических агитбригад, в конкурсных программах на слёте «Юных экологов» Московской области, в областной конференции «Природное наследие», в Четвёртой Всероссийской олимпиаде научно – исследовательских и творческих проектов по проблеме защита окружающей среды «Природное наследие».
Каждую осень учащиеся школы являются активными участниками трудового десанта на полях ЗАО «Озёры».
Благодаря инициативной и творческой работе педагогического коллектива наша школа за последние годы превратилась в мощный центр, объединяющий усилия многих людей, предприятий, организаций в деле подготовки подрастающего поколения к взрослой жизни.
1.Это прежде всего изменение структуры управления школой. Проведена предварительная работа по созданию Совета, в состав которого вошли руководители ОАО «Малино», ЗАО «Озёры», руководители учебного центра, родители.
2.Это обновление структуры и содержания образования. В условиях модернизации общего среднего образования и введения профильного обучения учащихся, при котором учитываются, их склонности, интересы, способности, школа объединила в себе 2 модуля: 1- классический, который обеспечивает обязательное среднее образование и 2-профессиональный, который даёт возможность уч-ся, имеющим склонность к практической деятельности получить наряду с общим средним образованием- профессиональное начальное образование. Так, за предыдущие 2 года из 92 выпускников – 86 поступили в высшие и средние учебные заведения. Из них 26 – с с/ х направлением. По данным последнего выпуска- …4.выпускника планирует поступление в с/х вузы, и 10- в с/х колледж. Проведена большая предварительная работа с учащимися 8-х классов и их родителями по введению предпрофильного обучения с 9-го класса с привлечением психологической службы по выбору одного из профи-
лей : физико-математического и аграрного. Разрабатывается процедура приёма выпускников предпрофильных классов в профильные классы, где на основе мониторинга создаётся чёткая система отбора учащихся. Большую работу в этом направлении ведёт школьный психолог, который проводит с уч-ся занятия «Выбор профессии».
3. 3-е направление - инновационной деятельности – это программно-методичекое обеспечение традиционных и вновь разрабатываемых учебных курсов. С этой целью в учебный план школы введены новые курсы и факультативы: «Экология», «Экономика», «Речевое общение».
4. 4-направление - это развитие кадровой и материальной базы: обновили мебель. Приобрели мультимедийное оборудование, доски, будет открыт 2-ой компьютерный класс. Профильное обучение уже помогают реализовать технические средства обучения: разборный учебный трактор, учебный трактор для практических занятий, участок земли для практических занятий (1га), химическая лаборатория для исследования почвы, учебные электрические машинки, оверлок и т.д.
5. 5 направление - отработка взаимодействия школы с др. учебными заведениями_ и организациями.
На базе нашей школы пятый год работают платные подготовительные подготовительные курсы Коломенского аграрного колледжа. По результатам экзаменов в прошлом учебном году в целях развития побудительных мотивов к получению с/х и экологического образования и поступления в соответствующие вузы, была запланирована и реализована программа взаимодействия, которая включает следующие этапы и направления:
1.Организация проблемных лекций ведущими профессорами и преподавателями для учеников школы. /Февраль/
2. Проведение спецкурсов «Овощеводство», «Растениеводство», «Земледелие», «Цветоводство и фитодизайн»./Февраль, март/
3. Организация семинаров и консультаций педагогам по актуальным проблемам развития научно – технического прогресса в агропромышленном комплексе. /Март/
4.Проведение серий ознакомительных экскурсий для школьников и педагогов с посещением кафедр, лабораторий, библиотеки и др. структурных подразделений университета./ Апрель/
5. Проведение в процессе обучения преподавателями университета промежуточного тестирования учащихся по профильным дисциплинам. /Апрель/
6.Организация для учащихся 6 учащихся успешно сдали экзамены в школе и поступили в техникум.
Кроме того, под руководством Академии послевузовского образования мы принимаем активное участие в экспериментальной работе по теме: «Профильная и предпрофильная подготовка учащихся». В связи с этим в новом учебном году в 10-11 классах планируется:
1) открыть физико – математический профиль с расширенным изучением физики и математики;
2) вводить новые элективные курсы по профилю школы;
3) продолжить сотрудничество с высшими и средними учебными заведениями с/ х направления;
4) использовать в образовательном пространстве инновационные технологии, основанные на информационном и интерактивном обучении учащихся.
Эти направления выбраны для реализации непрерывного образования: школа – аграрный вуз.
Благодаря сотрудничеству с ОАО «Малино», нашу школу посещают различные учёные, представители областной Думы, зарубежные гости. Так, в прошлом году на базе школы состоялись два совместных семинара, на которых учащиеся получают возможность познакомиться с самыми лучшими достижениями современной науки, с опытом зарубежных стран в агропромышленном комплексе.
О работе школы можно судить по результатам. Так, ежегодно 98% учащихся каждого выпуска поступают в высшие и средние учебные заведения различных направлений, из них 35 – 40% с с/ х направлением.
Считаем, что мы делаем трудное, но нужное дело – прививаем любовь к Земле и готовим квалифицированные кадры. Уже в этом году первые выпускники Тимирязевкой Академии (ученики нашей школы) придут трудиться на благо родного края.